Обретение смысла (в сокращении), журнал Художественный совет №4(85)2012
Таким было название одной из персональных выставок, проходившей в ЦДРИ в 2001 году. Это не случайно, так как вплотную связано с возникновением нашей студенческой творческой семьи в 1990 году. Интересны и события, которые этому предшествовали. На обычной летней практике в старинном городе Гороховце Нижегородской области мы находились в состоянии внутреннего поиска. Однажды придя на берег Клязьмы, мы встретили необычного человека – блаженного старца Бориса. Здесь хотелось бы вспомнить первую строку стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим на перепутье мне явился…» То, что произошло с героем пушкинского стихотворения, в какой-то степени произошло и с нами. Борис Блаженный утолил нашу «духовную жажду», исчезла внутренняя неопределённость, появилась вера в Творца. Два года до этого мы учились в одной группе, но не общались. Тем не менее, с нового учебного года нас стали называть супругами Афонскими. Крещение Сергея, венчание (в селе Старково под Гороховцом) – всё произошло в течение трёх месяцев.
Обретение смысла жизни дало серьёзный толчок для развития: появилась уверенность, что идём в правильном направлении, возникли новые темы работ и главное – начался быстрый творческий рост. Тогда мы начали Библейскую серию, работы которой до сих пор наиболее органичны для нашего творчества. Вместе с тем, у нас выработалась собственная манера, произошло осмысление этой тематики. В конце пятого курса нам неожиданно предложили сделать персональную выставку в музее «Красная Пресня», филиале музей Современной истории России, что на Тверской. При всей духовной и творческой близости, каждую работу мы пишем по отдельности, при поверхностном сходстве много и различий. Живописи Виктории присуща большая декоративность, любовь к изображению цветов в любых проявлениях, Сергею – сюжетность, экспрессивность, цветовые контрасты, создающие вибрацию пространства.
К моменту окончания института у нас было двое детей. Вера родилась на четвёртом курсе в 1992-м, а Иван в 1993 году. Это было непросто, но по-другому себя уже не представляли. Тогда мы почувствовали полноту жизни. Начало 1990-х было временем тяжёлым и непредвиденным. Возникало множество проблем. Творческая необходимость и суровая реальность часто вступали в непримиримые противоречия. Мы старались держаться избранного пути, но многое пришлось отложить. Участвовали в молодёжных и всероссийских выставках. В 1995 году вступили в МСХ. Пытались делать что-то новое, но стало очевидно: найденные в институте приёмы не отразят сегодняшних проблем. Пришлось решать новые, казалось бы, не свойственные нам задачи. Жизненные коллизии всегда тревожны, но, видимо, художник должен уметь всё. Мастерство иногда бывает спасительно в буквальном смысле слова. Со временем круг интересов, друзей, список тем, интересующих художников может расширяться, но в какой-то момент всё возвращается на «круги своя». Наши работы мы постоянно обсуждаем,
но стараемся друг другу ничего не навязывать. В художественном произведении всегда есть некая тайна. В 1999-м состоялась наша персональная выставка «Поиск во времени» в муниципальном выставочном зале «Тушино». Выставка выставке рознь. Невозможно предположить, прозвучит та или иная вещь. Каждая выставка – своеобразный эксперимент, и её название было важным для осмысления творческого пути. Первая – «Откровение» (музей «Красной Пресни», 1993), «Ангел с цветком» (Галерея Союз-Творчество, 1999), «Путь» (ЦДХ, 2000), «Обретение смысла» (ЦДРИ, 2001), «Безмолвие» (ГВЗ «Музей Измайлово», 2004), «Близкие по духу» (МОСХ, 2009) и другие.
И ещё о детях. Как только они смогли держать в руках карандаш, обязательно что-то рисовали. Потом все трое, конечно, каждый в своё время, поступили в Московский академический художественный лицей, бывшую МСХШ. Их учёба стала для нас большой частью жизни, возвращением в детство, переосмыслением опыта. Ситуация в этой школе отражает общую тенденцию в отечественном изобразительном творчестве. Теперь искусству учатся в основном девочки, конкурс снизился, а требования остались высокими. Дети учатся хорошо, участвуют в конкурсах, выставках, получают гранты. Но всё это требует огромных усилий и с нашей стороны, разнообразной помощи, поддержки. Сейчас Вера и Иван успешно учатся в МГАХИ имени В.И. Сурикова. Вместе с радостью существует и тревога за их будущее, ведь диплом творческого вуза сейчас ничего не гарантирует. Наши родители не были художниками. Выбор профессии стал для нас свободным, личным осуществлением детской мечты, не знающей преград. О терниях и разочарованиях мы узнавали позже. Кстати, общая судьба в искусстве помогала преодолевать трудности, правильно оценивать свои возможности, менять направление поисков. Нас так и воспринимают в одной «упаковке». С годами не становится легче, так как понимаешь: идеал недостижим. Стараемся опираться на лучшее, что создано раньше, всегда открыты для новых творческих откровений, которые, как и вдохновение, появляются только с кистью или карандашом в руках.
В 2004 году родился младший сын Арсений. На редкость смышлёный и любознательный мальчик, рано проявивший склонность к творчеству. У него, впрочем, всё впереди. Родившись позже других, Арсений сразу окунулся в атмосферу творчества, быта художников, когда кругом натюрморты, этюдники, подрамники, папки и альбомы. Когда не только папа с мамой, но и сёстры и брат занимаются одним делом. Наша семейная политика заключается в том, чтобы по мере возможности всегда быть с детьми и заботу о них стараться ни на кого не перекладывать. Во время поездок в Подмосковье, на море или за границу стараемся так организовать быт, чтобы была возможность поработать творчески. Так отдых делается разнообразней, насыщенней, да и привезённые работы становятся более красноречивым документом, чем любые фотографии. Хочется и отдохнуть, но если не рисовать, станет очевидным, что лето прошло для всех зря. На опыте проверено, усилия не пропадают
даром, среди сделанного всегда будут удачные работы. В нашем случае помогает как раз то, что все занимаются одним делом, могут понять друг друга, помочь решить творческую или учебную проблему. Мы понимаем, зачем мы вместе, ради чего возникала семья. Любовь к искусству помогает преодолевать различные искушения и преграды. Бывает, хочется бросить всё, и заняться чем-то другим, но отчётливо осознаёшь, что лучше не будет, что это проверка, и главное – не сойти с дистанции. Тем не менее, ощущение, что бежишь марафонскую дистанцию длиною в жизнь, оставляет не часто. Как мы уже говорили, наша творческая деятельность, в которой сосуществуют различные работы, отражалась персональными выставками. В 2007 году была экспозиция в Академии ФСБ, которую составили жанровые работы семейного цикла. Выставка «Мироощущение» (ЦДРИ, 2012) иная, здесь были показаны новые произведения. Новизна экспозиции и в том, что представлены графика и живопись в равной степени. Раньше доминировала живопись, сейчас акварель и рисунок занимают значительное место в творчестве и выставочных проектах. Этой выставкой нам хотелось показать выбор пути, сомнения, своё отношение к искусству, недавней истории, а также восхищение окружающим миром.
С момента возникновения нашей семьи прошло 23 года. Кажется, ещё недавно мы были студентами. Но это только видимость. Каждый день нужно было прожить, а он приносил свои заботы, и, казалось бы, неразрешимые проблемы. Искусство становилось и способом их разрешения, и лекарством, и наградой.
Искусство – одна из форм осмысления бытия. И если есть что сказать, что просится на холст, то рано или поздно возможность представится. Такие работы, как правило, ценнее других. Понимание этого не даёт терять интереса к жизни, огорчаться неудачам, и спокойно смотреть в будущее. Греет надежда на то, что дети продолжат наше дело, добьются лучших результатов, поймут то, чего не поняли мы.
Сергей и Виктория Афонские, художники